http://www.nslav.spb.ru/Наши принципы - всегда честно показывать тираж газеты
   Творчество наших читателей
TR> TR>
Главная
Невский район
Законодательное Собрание
Санкт-Петербурга
В Ы Б О Р Ы - 2016
Газета "Славянка"
АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ
Мы В Контакте
ОБЪЯВЛЕНИЯ
Cпециальный выпуск
Газета "НС"
Творчество читателей
ПРОКУРАТУРА СООБЩАЕТ
МЧС сообщает
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
Межрайонная ИФНС
УМВД по Невскому району
ГИБДД информирует
Агентство занятости
Социальная защита
населения
РОСРЕЕСТР
Заказ рекламы
Контакты
Наши авторы
Наши награды
 
КАЛЕНДАРЬ

Октябрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

 

 
 
КНИЖНЫЙ САЛОН

 
ПАРТНЕРЫ

Газета 'Октябрьская Магистраль'
Газета 'Стрела'
Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области'
Всемирный Клуб Петербуржцев
CоцТВ

 
 
ФЕСТИВАЛЬ

 
СТАТИСТИКА

ПОГОДА

Гидрометцентр России



* * * * * * *

* * * * * * *

* * * * * * *

* * * * * * *


* * * * * * *

* * * * * * *


Николай Иванович Слизников

Жизнь - какая она…?

        Проживаемая жизнь или мыслимая жизнь, т.е. жизнь как мыслится. Сразу с бухты-барахты, наскоком не ответишь. Задумаешься… Проследим её с разных точек зрения. Простую и сложную жизнь.
        Она состоит из наших импульсов, чувств, аффектов (состояний сильного возбуждения, запальчивости), желаний, устремлений… Часто наблюдаем, что наши эмоции (душевные переживания) носят нетерпимость, даже агрессивные тона, вызванные человеческими чувствами.
        В случаях ответственности за совершённые действия возлагают на эмоции. Дескать, совершившему его невозможно было совладать. И тут на выручку «спешат» злополучные права и пресловутая свобода человека. – Мол, я свободен, волен и никто мне не указ. Что хочу, то и ворочу, невзирая на свободу других. Когда свобода, так это по мне (это Я!).
        Разум вдруг отступает, безрассуден, нет сдержек. Не владение своими чувствами – дело скверное и пагубное, могут погубить человека. Вредно.
        А как быть, если законные чувства? Тот, кто знает, что он подвергся несправедливости, и тот, кто сталкивается с враждебностью других, за то, что сказал правду, или за то, что исполнил свой долг. Умолчать - значит признать правоту обидчика, и поощрить его хамство. Скверно. Полагаю надо поступить соразмерно меры чувств, разуму и достоинству человека. По обстоятельству, полагаясь на холодный рассудок, - мол, это меня не касается; узнаю его недостатки, и пусть он живёт с ними; вижу, кто чего стоит. А без «дружбы» можно и обойтись. А правда будет со мной. Я такой, какой есть, то знаю я и всевышний.
        - Трудные сдержки, но нужные и верные
        Давняя подозрительная философия по отношению к эмоциям считала их источником беспокойства ума и жизни. Стоики стремились освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь «разуму». Возможно. Но не всё так просто. Стоик человек также любил жизнь, радость и наслаждение. Он занимался своими делами, участвовал в застольях, танцевал, веселился, как и другие, избегая буйных эмоций, и считал их настоящей болезнью. Полагал, что спокойствие и порядок будут полезны здоровью. Только глупцы безудержно предаются буйным эмоциям. Как будто сказано на века. Сегодня нам трудно понять полностью эту точку зрения. Мир меняется. Мы стали другими.
        Дело в том, что гуманитарные науки признали: преобладающую роль в личности и её поведении играют чувства, эмоции, желания, устремления, т.е. все импульсы, составляющие основу его природы. Да, но эти импульсы имеют свой корень не в разуме, а в жизни.
        Нельзя понять ничего в человеке, если смотреть на жизнь так, как она в действительности проживается, а не только как она мыслится. И увидим, какой сумбурный человек.
        Миром правят чувства, а чаще даже эмоции. Воля эмоций подавляет разум. Капитал подавляет свободу личности. А желание напористо твердит – хочу! – Зачем так много? Зачем сейчас? Желаний так много, что в них «Что толку напрасно и вечно желать, а годы проходят, все лучшие годы», - скорбит поэт. Желания – будоражащий жизненный «напиток». К нему разумный разговор хорошая «закуска». И осталось желать того, что тебе и вправду нужно, немногое и по душе. Но кто его слушает.
        Да, в соревновании мысли и чувств мысль, как ни горько признать, крепко проигрывает. Эмоциональные впечатления всегда сильнее логического убеждения. Привычка к логическому мышлению убивает фантазию. На человека гораздо более действует интонация чувств, чем последовательность в мысли. И, конечно же, «телячий восторг» встречает у толпы более радушный приём, чем «яблоко» с «древа познания». Ведь мыслить – это, в общем-то, нелёгкий труд. Чувствовать – это способность переживать, изменять и даже «выключать» ощущения. Чувства заставляют нас стремительно действовать или беззаботно расслабляться. А способность чётко и последовательно мыслить, тут и говорить не приходится.
        Чувства подлинны. Они спонтанны, они придают жизни свой ритм, броскую яркость, остроту… Их ищут, пробуждают, расстрачивают… Они стремительны к мобильности и активности – и столь же стремительны к взрывному самоуничтожению. Они могут срывать культурные скрепы и сносить нравственные запреты, словом, ураган какой-то «чувствий полный».
        А запреты и репрессии, которые ограничивают подобные проявления, считаются вредными для целостности человеческой природы, для физического и духовного благосостояния личности. Так думают либеральные психологи и психиатры. Их учение защищает свободный выход гнева и агрессии, а контроль над ними и их подавление вели бы к несчастью и депрессии, кто их испытывает. Что тут сказать: «Учёных много, а умных нет» - об них поведал нам поэт.
        Подобная проблема состоит в том, чтобы понять, могут ли и как подобные побуждения оборачиваются против самой жизни. А комплекс эмоций, составляющих канву жизни, может делать невозможной уживчивость людей с самим собой и другими. Кто-то проникается чувством медленно, но глубоко – а кто-то стремительно и поверхностно: тут и «праведный гнев» или «безудержное ликование» по любому поводу.
        Бедный человеческий разум, столь ограниченный в своих возможностях перед напором эмоций, пытается обрести своё место и роль в жизни человека.
        Новое время XXI век. Новые реалии. Информационное пространство заполонило жизненное пространство, запорошило проживаемую жизнь влиянием неконтролируемых эмоций, пиаров, импульсов, зомбируя разум человека, лишая его воли, мыслительной жизни. Это тот случай, когда чувства порождают насилие.
        Некогда размышлять, задумываться. Интернет завертел, запутал, всё решил; он – синдром усталости, информация заела. Бегство в виртуальную жизнь. Скрыться от насущных живых дел, забот, быть в ловушке наживы. Быстрота вживания, боязнь опоздать, упустить, страх стать обездоленным, доля твоя может улететь, где уж тут угнаться здравым мыслям. Грусть тихо скрывает мыслительную жизнь. А буйство потребительства, рекламного изобилия, цветения окончательно морочит, убивает уставший разум. Эмоции зашкаливают, проживаемая жизнь упрощается, манипулируется, играется ловкостью дельцов на чувствах справедливости, жажде наживы, обманутых ожиданиях, эгоизме, стремлении к духовной власти… играют в поддавки, заигрывании… Где уж тут до осмысления чувств.
        Вдумаемся, человек разумный, т.е. может и должен во всех обстоятельствах полагаться на холодный рассудок, который игнорирует свойственные ему эмоциональные привязанности и слабости, - это требование не встречается в современной культуре. Всё потому, что гуманистическая интеллигенция при всей своей влиятельности и учёности составляет лишь свой круг, отделённый от практической жизни с её вопросами, заботами и нуждами. Она живет по законам чувственной культуры. Внутреннее творчество, говорение для себя, пытается отразить чувственное удовольствие и развлечение.
        Искусство превращается в товар; творец становится полноправным участником рыночных отношений, а делец – ценителем прекрасного. И вышло то, что вышло. Делец (менеджер) подчинил себе творца и навязывает тем самым вкусы публике, влияя таким образом на дальнейшее развитие культуры (деляцко-торгашеской).
        Уж эти «Звёзды», «Оскары», «Тэфи», «Золотые орлы»… Не счесть блёсток каменной мишуры, самовлюблённой чувственной культуры.
        Предметы более не служат, они стоят, значат. А счастье означает «иметь».
        Теряется живой язык. Логика отпала – ярлыком стала, психология «ушла» в технологию (прогресс), астрономия «потеряла» космическую частицу – человека, служит себе и звёздам. Именно эти дисциплины давали школьникам представления о вселенной, о психике человека – сознании, законах мышления, памяти и совести. Без памяти нет и совести. Память бережёт историю, а литература сохраняет «учительский» характер мыслительной жизни. Эту живую познавательную «троицу» убрали из образовательного процесса, и потерялась живая, душевно-мыслительная связь между людьми.
        И всё-таки, какое счастье, человек одарён словом, его сущностью является слово – говорит и мыслит словом.
        Теперь же слово теряет свою ценность, обязательность, ответственность, человеческую личность, живую мыслительность. Люди перестали понимать друг друга.
        Словом манипулируют, извращают его, иноязычат, словоблудие стало модным и обыденным явлением – сплошной эвфемизм – ложное благозвучие, - «враль» стал «сочинителем». Хотя враль всегда и везде слыл вралём, но знал меру. А доверие стало редкой находкой, ценностью. Это не выдумка, а реальная, проживаемая жизнь, где «законы живут совей жизнью, а люди своей».
        Люди молча следят за манипуляциями законов, переживая и понимая, что от их участия – неучастия в принципе мало что зависит. – Под «крышей» демократии капитал «правит» бал безумия чувств, удовольствий, зрелищ и развлечений. Да, такая теперь проживаемая жизнь. – Есть от чего сойти с ума мыслительной жизни, в круговерти злополучных прав, пресловутой свободы, и буйства пороков и преступлений. Так вот до чего всё это доводит!
        Человеческое общение Кант предложил строить, не на «Вере, Надежде и Любви» - форме отношения к Богу, а на доверии, уважении и, конечно же, бескорыстии.
        Итак, давайте вернёмся к разуму, пусть даже без веры в его величайшее совершенство; мера в чувствах, контроль за побуждениями, уважение к жизни и свободе самих себя и других – вот единственные пути на которые указывает наш разум и которые составляют единственно возможное лечение от несчастий человека.

Как есть, искренне
Николай Слизников
СПб, Рыбацкое – Белоостров
Июнь – Июль, 2015 г.


* * * * * * *

* * * * * * *


* * * * * * *

* * * * * * *

* * * * * * *

* * * * * * *

* * * * * * *


Разработка - Mityagin Воскресенье, 22 Октября 2017 г. 23:03 Copyright © 2004-2017